СОШ МОУ № 4 с. Горькая Балка

Новопокровский район Краснодарский край
• Домашняя • Школьные новости • Администрация • Документация • Гостевая книга • Итоговая аттестация •

 

Утверждаю:

Директор МОУ СОШ № 4

Е.И.Колесникова

Рассмотрено:

На заседании школьного педагогического совета

 Программа развития

Муниципального общеобразовательного учреждения

Средней общеобразовательной школы № 4

 

 Срок реализации: 2008 – 2013 годы

 

Содержание

 

1. Особенности современного образования, которые учитываются в программе развития МОУ СОШ № 4

2. Перечень нерешенных проблем

3. Цели и задачи программы

4. Основные направления развития школы (проекты) на 2009 – 2012 годы и их ресурсное обеспечение

5. Этапы работы по Программе развития школы

6. Основные механизмы реализации программы развития

7. Осуществление государственно-общественного управления

8. Ожидаемые результаты реализации Программы 2009 – 2013 г.г.

9. Критерии выполнения программы

 

1. Особенности современного образования, которые учитываются в программе развития МОУ СОШ № 4

Модернизация образования означает его изменение в соответствии с требованиями современности. Такими требованиями сегодня являются: усиление внимания к личности ученика, к развитию его способностей, ориентация обучения на максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого школьника. Преобразования, которые происходят в современной школе, должны осуществляться в органичном единстве: нового содержания образования, новых форм организации образовательного процесса, новых образовательных технологий, новых форм оценки качества образования, отношений и воспитательных целей. Анализ результатов работы школы в период 2004 – 2007 год позволил выявить ряд показателей, характеризующих ее достижения. К бесспорным достижениям школы за время работы можно отнести:

1. Расширение общеобразовательного пространства школы за счет сотрудничества с культурными и образовательными учреждениями села Горькая Балка.

2. Создание и реализация модели информационной образовательной среды школы с интеграцией информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.

Педагогические и научно-методические изменения:

1. Понимание членами педагогического коллектива значимости задач, стоящих перед современной школой и образованием. Осознание необходимости новых подходов к обучению в изменившихся условиях и перехода на другой уровень обучения.

2. Осознание необходимости объединения усилий учителей различных предметных областей внутри школы и обмен опытом с коллегами различного уровня.

3. Достижение понимания учителями важности и значимости повышения уровня квалификации, в том числе в области ИКТ. Овладение большинством учителей навыками компьютерной грамотности и преодоление барьера перед применением компьютерной техники.

 4. Овладение и применение большинством учителей ИКТ в повседневной деятельности и как результат повышения качества и эффективности уроков.

5. Понимание необходимости создания УМК с учетом новых требований к учебному процессу и социального заказа общества. Пополнение копилки электронных методических пособий.

6. Формирование органов самоуправления школьников и как следствие увеличение количества школьников, участвующих во внеклассных мероприятиях, усиление их интереса к общественной жизни школы.

Коммуникативные изменения:

1. Достижение взаимопонимания в педагогическом коллективе, создание рабочей среды и профессионального круга общения и как следствие начало формирования особой корпоративной культуры школы, основанной на взаимоуважении, взаимопонимании и взаимной поддержке, на сотрудничестве и диалоговом общении при достижении общих целей.

2. Установление диалогового общения: «учитель – учитель», учитель – администрация школы», «учитель – ученик», способствующих улучшению микроклимата школы.

3. Разработка совместного с учениками «Кодекса общения», основанного на выполнении прав всех участников образовательного процесса.

Изменение материально- технической базы:

1. Создание материально-технической основы для формирования полностью информационной образовательной среды ИОС школы (оснащение компьютерного класса, создание локальной школьной сети, подключение к сети  Internet).

2. Создание условий для функционирования электронного документо-оборота.

3. Выполнение косметического и капитального ремонта помещений школы.

4. Пополнение школьной медиатеки программными продуктами.

5. Оснащение школьных помещений новой мебелью.

6. Приобретение современных технических средств обучения.

7. Оборудование кабинета биологии.

2. Перечень нерешенных проблем

1. Происходит сокращение сети классов и снижение контингента учащихся.

2. Остается нерешенной полностью проблема повышения качества образования, соответствующего требованиям современного информационного общества.

3. Деловой, профессиональный, диалоговый стиль общения, складывающийся в коллективе, требует укрепления и доведения до формулирования своего собственного внутреннего пространства школы, своих принципов и законов взаимодействия.

4. Библиотека школы не является полноценным звеном ИОС школы, ее составной частью. Имеет слабую материальную и фондовую базу. Наблюдается снижение интереса учащихся к чтению.

5. Тревожными являются симптомы, указывающие на ослабление здоровья учащихся и учителей, на увеличение утомляемости, на проявление процесса «профессионального выгорания» у учителей. Появилась необходимость не только пропаганды здорового образа жизни, но и создания особого корпоративного здоровьесберегающего стиля жизни всех членов образовательного процесса школы.

6. Не полностью раскрыт и использован воспитательный потенциал образовательного процесса.

7. Существует общая неудовлетворенность результатами традиционных форм взаимодействия школы и родителей.

3. Цели и задачи программы

Цель программы – обеспечить позитивную динамику развития МОУ СОШ № 4 как открытой инновационной образовательной системы, обладающей высокой конкурентоспособностью, способствующей развитию образовательной среды и ориентированной на подготовку школьника, адаптированного к требованиям современного общества.

Задачи программы:

1. Формирование условий в МОУ СОШ № 4 для саморазвития, самосовершенствования всех участников образовательного процесса школы, как открытой инновационной образовательной системы.

2. Создание информационной образовательной среды школы с целью обеспечения благоприятных условий организации инновационного образовательного процесса, ориентированного на интенсивную, адаптивную, развивающую подготовку учащихся с использованием традиционных и дистанционных форм обучения.

3. Создание организационных и дидактических условий реализации профильного обучения в школе на основе оптимального использования культурного потенциала села Горькая Балка и Краснодарского края.

4. Создание воспитательной среды, которая будет способствовать воспитанию у учащихся гражданственности, уважения к историческому прошлому, традициям края и села, социальной зрелости и способности адаптироваться в современном мире.

5. Формирование личности, испытывающей потребность в здоровом образе жизни, физическом совершенствовании.

4. Основные направления развития школы (проекты) на 2009 – 2012 годы и их ресурсное обеспечение.

Для реализации цели Программы развития и решения, поставленных в ее рамках задач школа будет работать по следующим направлениям:

Повышение качества образования

Актуальной для школы остается проблема повышения качества образования, соответствующего требованиям современного информационного общества.

На наш взгляд, эту проблему можно решить за счет формирования единой информационной образовательной среды школы, интегрирующей современные педагогические технологии, в том числе информационно-технологические. Поэтому одним из основных направлений данной программы развития мы считаем продолжение деятельности по формированию и реализации модели информационной образовательной среды школы, как комплекса систематизированных современных образовательных ресурсов с необходимым методическим, технологическим и техническим сопровождением. Эта деятельность позволит создать условия для организации, проведения и управления образовательным процессом, повысить его качество, а, следовательно, и качество образования в целом.

Немаловажная роль в ней принадлежит развитию школьной библиотеки и превращению ее в информационный центр, как составляющей части информационной образовательной среды школы направлению «Информационная образовательная среда».

Предпрофильное обучение

Профилизация обучения на старшей ступени школы является острой необходимостью в современных социально-экономических условий нашей страны.

Наше образовательное учреждение перейдет на профильное обучение, но возникшая проблема сокращения сети классов и уменьшение контингента учащихся школы, требует пересмотра политики школы в выборе основных направлений профилизации обучения старшеклассников. Кроме того, остается ряд неотработанных моментов по организации образовательного процесса в профильных классах, которые требуют целенаправленного и системного подхода в их решении.

Воспитание

Педагогический коллектив ОУ считает, что для воспитания личности важную роль играет воспитательная среда, которая способствует формированию у учащихся гражданственности, уважения к историческому прошлому, традициям страны и края, социальной зрелости и способности адаптироваться в современном мире.

Немаловажное значение в содержании в содержании воспитания имеет создание условий для самореализации личности и социальной сфере и приобретения опыта: принятия самостоятельных решений; умения делать необходимый выбор; брать ответственность на себя; вхождения в различные сообщества; владения культурой межличностных взаимоотношений; умение отстаивать свои права и уважать права других и т.д.

Большую роль в этом играет школьное самоуправление.

Здоровье

Данное направление оценивается нами как базовое, так как состояние физического здоровья школьников определяет личностное и профессиональное становление человека на протяжении всей жизни. Поэтому педагогический коллектив школы уделяет огромное внимание созданию условий, гарантирующих максимально возможное обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей и формирования у них ценностей здорового образа жизни.

Корпоративная культура школы

Любая организация, а тем более стремящаяся работать успешно, должна владеть приемами гибкого реагирования на требования современных социально-экономических условий. Невозможно представить организацию без своего собственного внутреннего пространства, своих принципов и законов взаимодействия, внутриорганизационного климата. Именно поэтому мы считаем, что формирование корпоративной культуры – это стратегически важная задача становления развития нашей школы.

5. Этапы работы по Программе развития школы

1. Аналитически – проектировочный социально – педагогический анализ деятельности школы, социально – педагогическое проектирование деятельности школы в условиях инновационного развития, разработка моделей в соответствии с задачами Программы.

2. Деятельностный: планирование и реализация социально-педагогических механизмов, используемых в Программе развития, установление параметров их эффективности. Внедрение и апробация разрабатываемых моделей.

3. Обобщающий: оценка эффективности моделей, анализ результатов работы по программе, обобщение, систематизация и распространения опыта работы по реализации Программы.

 

Таблица 1.  Реализация программы

Повышение качества образования.

«Информационная образовательная среда»

Эта-пы

Содержание

Результаты

2008

2009

Анализ условий повышения качества образовательного процесса на основе опыта работы лучших школ края, внедряющих инновационные методики.

Разработка концепции формирования информационной среды школы, как фактора повышения качества образовательного процесса школы.

Проектирование деятельности рабочих групп по разработке циклов (включая междисциплинарные уроки) и элективных курсов с использованием ИКТ.

Научно-методический семинар «Проектирование и проведение междисциплинарных уроков и элективных курсов с использованием ИКТ»

Систематизированные научно-методические материалы по анализу условий повышения качества образования.

 

Методические рекомендации по формированию ИС школы

 

 

Описание алгоритмов профессионально-педагогической деятельности по разработке циклов уроков и элективных курсов в виде технологической карты

2009 2010

 

 

 

2010

2011

Разработка УМК для цикла уроков (включая междисциплинарные) и элективных курсов как компонентов ИС школы.

Апробация циклов и элективных курсов.

Подготовка материалов для составления коллекции УМК и методических рекомендаций по их использованию в образовательном процессе с целью повышения его качества

УМК для цикла уроков (включая междисциплинарные) и элективных курсов и программное обеспечение для них.

УМК для междисциплинарных уроков, включающие конспекты уроков, контрольно- измерительные материалы, программное обеспечение и методические рекомендации.

Аналитические справки по результатам апробации

Коллекция УМК и методических рекомендаций.

2011

2012

Разработка педагогических технологий, реализующих сочетание

Педагогические технологии. Аналитический отчет.

Программа развития МОУ СОШ № 4 села Горькая Балка Новопокровского района

 

 

 

 

2012

2013

учебной и внеурочной деятельности в условиях ИС школы с целью социальной самореализации учащихся и формирования опыта их допрофессиональной подготовки.

Обобщение опыта работы в условиях ИС школы и формирование методических портфолио учителей

Подготовка и проведение семинара по теме «Формирование информационной среды школы, обеспечивающей интеграцию информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс с целью повышения его качества»

 

 

 

 

 

Коллекция методических портфолио учителей, работающих в условиях ИС школы.

Аналитический отчет по материалам проведенного семинара.

Научная статья по теме исследования.

Проект «Школьная библиотека»

2008- 2009

Знакомство с нормативной базой и современными подходами к оснащению школьных библиотек.

Разработка программы оборудования библиотеки и комплектования библиотечного фонда в соответствии с целями и задачами проекта.

Разработка структуры и формирование органов самоуправления школьной библиотеки.

Создание программы преобразования и развития школьной библиотеки.

Создание положения и программы действия органов самоуправления школьной библиотеки.

2009

2011

Деятельность по созданию материально-технической и научно-методической базы школьной библиотеки в соответствии с программой ее развития и целями проекта.

Поиск и разработка новых форм включения школьной библиотеки в образовательный процесс.

Укрепление материально-технической и научно-методической базы школьной библиотеки в соответствии с программой ее развития и целями проекта, комплектование библиотечного фонда и т.д.

2011

2013

Деятельность по включению школьной библиотеки в образовательный процесс как информационного центра и

Преобразование библиотеки в информационный центр.

Программа развития МОУ СОШ № 4 села Горькая Балка Новопокровского района

 

Внутренней составляющей части информационной образовательной среды школы (ИОС)

 

Профильное обучение. Проект «Профильное обучение»

2008 2009

Диагностика потребностей направлений профилизации образования.

Поиск партнеров в соответствии со спектром профилей школы и определение основ взаимодействия.

Формирование учебных планов профильных классов.

Разработка научно-методического и материального обеспечения профильного обучения.

Комплектование профильных классов.

Создание диагностической карты профильного обучения в школе.

Заключение договоров о сотрудничестве.

 

Создание учебных планов соответствующих профилей обучения.

Создание УМК и материальной базы для обеспечения образовательного процесса

Увеличение контингента учащихся и сети классов школы

 

2009

2010

Регулирование образовательной, воспитательной, организационно – хозяйственной деятельности профильных классов.

Создание нормативной базы профильного обучения.

Организация эффективного образовательного процесса профильных классов.

Отработка сетевого взаимодействия школы с образовательными учреждениями - партнерами

2010

2013

Разработка педагогических технологических технологий, обеспечивающих более эффективную подготовку выпускников профильных классов к освоению программ высшего профессионального образования.

Обобщения опыта работы в условиях профильного обучения

Повышение качества образования

Воспитание. Проект «Школьное самоуправление»

2008

2009

Работа по совершенствованию нормативной базы школьного самоуправления.

Формирование и совершенствование структуры школьного

Создание Устава Школьного самоуправления. Создание и принятие «Кодекса общения».

Создание структуры органов школьного самоуправления с

 

 

самоуправления

Распределением полномочий между ним и администрацией школы.

2009

2011

Поиск новых форм активизации деятельности самоуправления, способствующих самореализации личности учащихся

Начало функционирования школьно самоуправления по направлениям, выбранным учащимися в соответствии с их интересами и социальной значимостью

2010

2012

Расширение направлений работы школьного самоуправления и максимальное включение органов школьного самоуправления в образовательный процесс

Целостная автономная программа школьного самоуправления, способная к выработке точки зрения на образовательный процесс, обобщение опыта работы школьного самоуправления.

Направление Здоровье. Проект «Здоровье»

2008

2009

Мониторинг состояния здоровья и физического развития учащихся.

Анализ материально-технической базы школы на соответствие современным санитарно-гигиеническим нормам.

Знакомство с передовым опытом использования здоровьесберегающих педагогических технологий и их использование в образовательном процессе.

Проведение комплекса мероприятий по формированию здоровьесберегающего пространства школы:

- освоение здоровьесберегающих педагогических технологий

- ежегодное проведение туристических походов, слетов, выездов и т.д.

- обеспечение работы спортзала

- участие во всех прививочных и диспансерных мероприятиях, активная помощь в их проведении

- организация деятельности

Разработка программы санитарно-гигиенического просвещения учащихся.

Разработка программы оснащения школы (замена оборудования в классах по показателям здоровьесбережения)

Модернизация медицинского кабинета

Замена окон на стеклопакеты для обеспечения поддержания нужного температурного режима; модернизация спортивного зала.

Создание модели здоровьесберегающего пространства школы.

Увеличение числа учителей, использующих здоровьесберегающие технологии;

Стабилизация положительной динамики показателей диспансерных обследований учащихся за время их

 

лекторской группы учащихся

- озеленение школы

- организация деятельности школьного «Санитарного патруля»

- проведение спортивных праздников для всех участников образовательного процесса

- контроль исполнения СанПиН

- обеспечение здорового питания

- проведение Дней здоровья

- составление учебного расписания с учетом СанПиН

- организация летнего отдыха для нуждающихся учащихся

Накопление и обобщение опыта работы по созданию здоровьесберегающего пространства школы

Пребывания в школе

Увеличение количества учащихся, участвующих в общих оздоровительных мероприятиях.

Ведение систематической оздоровительной работы средствами физического воспитания, профилактики болезней поведения (курения, алкоголизма, наркомании).

Создание условий для формирования у учащихся ценностей здорового образа жизни

Улучшение санитарно-гигиенического состояния школы

Создание здоровьесберегающего пространства в школе, гарантирующего максимально возможное сохранение и укрепление здоровья детей

 

6. Основные механизмы реализации программы развития.

1. Создание проектов для реализации Программы развития школы с учетом основных задач программы, включающих имеющиеся ресурсы, возможные решения в данном направлении, ответственных за их выполнение и ожидаемые результаты.

2. Включение всех участников образовательного процесса школы на реализацию Программы ее развития. Выявление и анализ приоритетных направлений развития школы, промежуточных результатов ее выполнения на научно-практических конференциях, заседаниях научно-методического совета и школьных методических объединений (педагогический коллектив), Совета школы, школьного родительского комитета и классных родительских собраний (родители); собраниях Совета школьников и классных коллективов, в средствах школьной информации (учащиеся);

 

3. Создание системы диагностики и контроля реализации программы развития по схеме: школьные методические объединения – педагогический совет – научно-методические объединения района.

Реализация программы проходит на базе постоянного совершенствования ее концептуальной и методологической основы. Реализация Программы – это динамический процесс рождения новых идей и практических дел, результат взаимодействия науки и практики, совершенствование процесса образования в школе в соответствии с тенденциями развития образования в России и мире.

7. Осуществление государственно – общественного управления.

Программа развития МОУ СОШ № 4 является управленческим документом, который обеспечивает все школьное сообщество знанием о стратегических и тактических задачах ее развития, механизм их решения, последовательности действий и ожидаемых результатах. Для обеспечения координации деятельности всех субъектов школы, структурных подразделений, осуществления постоянного целенаправленного мониторинга хода и промежуточных результатов, разработки коррективов в Программу, для гибкого реагирования на внешние нестабильные условия, необходимо определить логику и структуру управления Программой развития.

Принципиально важно обеспечить посредством реализации Программы собственно развитие школы, достижение его иного качества. Должны быть даны условия для участия в реализации Программы разных категорий заинтересованных лиц. Для этого необходимо создание, в частности, Совета Программы и активное участие членов Совета Учреждения.

8. Ожидаемые результаты реализации Программы.

Основными ожидаемыми результатами реализации программы являются:

- обновленное качество школьного образования;

-инновационность профессиональной деятельности педагогического коллектива (соответствие образовательной среды школы критериям современного общеобразовательного учреждения);

- включенность школы в формирование и реализацию государственной образовательной политики на уровне Краснодарского края;

- возможность создания на базе школы ресурсного центра инновационных образовательных технологий.

9. Критерии выполнения программы.

Основополагающими критериями выполнения программы являются:

- положительная динамика успеваемости и качества образования;

- положительная динамика результатов учащихся и педагогов в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;

- положительная динамика в состоянии здоровья учащихся;

- социально психологическая адаптация учащихся.

 

©schkola-4list.narod.ru

Hosted by uCoz