"Как помочь подготовиться к экзаменам"
(рекомендации для родителей) |
|
|
Слово «экзамен» переводиться с латинского как «испытание». И именно
испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные
экзамены. Безусловно, экзамены - дело сугубо индивидуальное, выпускник
оказывается один на один с комиссией. И родителям остается только
волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или
пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в
их силах. Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать
занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не
должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему выпускнику
наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к
ГИА-9. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего
прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи
серьезных экзаменов. Согласитесь, что каждый, кто, сдает экзамены,
независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку -
умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись - вдохнуть полной
грудью и идти дальше.
Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется
сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта
информация поможет совместно создать план подготовки - на какие предметы
придется потратить больше времени, а что требует только повторения.
Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или
«сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые - в
часы спада.
Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться
ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии,
химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить.
Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы.
Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.
Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит
подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние
двенадцать часов должны уйти па подготовку организма, а не знаний.
Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет
интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится,
что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое).
Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку
имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему
кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить
отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может
только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.
В
выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию
письменного экзамена. Например, возьмите один из вариантов по
математике (учителя при подготовке детей пользуются различными
вариантами ГИА-9). Договоритесь, что у ребенка будет 3 или 4 часа,
усадите за стол, свободный от лишних предметов, засеките время и
объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон
или родственники. Остановите испытание, дайте школьнику отдохнуть и
проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь
исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об
ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или
неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?
Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал
короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости -
лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы выпускник обходился без
стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так
на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над
учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если
школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только
договоритесь, чтобы это была музыка без слов.
Удачи Вашим детям!
|