МБОУ СОШ  № 4 с. Горькая Балка

Новопокровский район Краснодарский край
 

(Звучит негромкая музыка.)

 

Учитель

Сегодня на уроке мы снова совершим удивительное путешествие в мир прошлого. Куда же в этот раз отправит нас волшебная доска?

 

(Учитель раскрывает разворот доски. На ней изображения Екатерины II)

 

Учитель

Ребята, вы узнаете кто это? В чей мир нам предстоит путешествие?

 

(Дети отвечают. Если нет верных ответов, то учитель сам называет главного героя урока)

 

Учитель

Екатерина II является одной из наиболее значимых фигур в истории России. Её царствование одно из замечательнейших в русской истории и светлые и тёмные стороны его имели огромное влияние на последующие события, особенно на умственное и культурное развитие страны. Реформы, проведённые Екатериной II, имели большое значение в развитии России, а сильная внешняя политика и огромные военные успехи укрепили Российскую Империю как великую державу. Недаром её назвали Екатериной Великой.

 

(Звучит тихая музыка в класс входит Екатерина)

 

Екатерина II

Я родилась 21 апреля 1729 г. в Штеттине. Урожденная Софья Фредерика Августа Ангальт-Цербстская из бедного немецкого княжеского рода.

Моя мать была двоюродной сестрой отца Петра III, а брат матери был женихом Елизаветы Петровны, но скончался до бракосочетания.

Отец мой, принц Ангальт-Цербстский, был прусским фельдмаршалом, но это звание было пожаловано ему королём Фридрихом II только затем, чтобы доставить удовольствие императрице Елизавете, покровительствовавшей родственникам своего племянника, Петра III.

В Штеттине я провела и свое детство. Воспитание моё было поручено случайным гувернанткам и учителям, преподававшим Закон Божий, немецкий язык, чистописание, музыку и танцы.

Впоследствии я часто с уважением вспоминала учителя немецкого языка Вагнера и гувернантку Кардель, умную и добрую, знавшую многое, ничему не учившись. Именно под влиянием Кардель я и познакомилась с французской литературой.

 

(Екатерина садится на «трон» и делает вид, что читает)

 

Учитель

Несмотря на недостаточное образование, Екатерина II на многих производила впечатление развитой и многообещающей девочки. Свои богатые природные дарования ей пришлось проявить вскоре по приезде в Россию, и она вполне сумела расположить к себе всех, кому приходилось встречаться с ней. Так Елизавета Петровна, царствовавшая в то время на Руси, отзывалась о ней с большой теплотой.

 

(Появляется Елизавета Петровна)

 

Елизавета Петровна

Когда я выбрала Екатерину невестой для своего племянника Петра Фёдоровича, ей было всего 14 лет. 21 декабря 1743 года её мать получила от Брюммера письмо с приглашением, от моего имени, приехать с дочерью в Петербург. В письме был намёк и на цель приезда. Вместе с тем на путевые расходы из Петербурга было прислано 10 000 рублей.

 

Учитель

Родители Екатерины были очень обрадованы браком будущего русского императора с их дочерью. Затруднение вызвал вопрос о перемене вероисповедания, но отец Екатерины, сначала убеждавший дочь не менять веры, под конец уступил. Он написал для дочери ряд наставлений, которые и вручил ей перед отъездом. Эти наставления, немного белья, да ещё четыре платья составляли всё приданое Екатерины.

 

Елизавета Петровна

Как мне доложили - 30 декабря 1743 года Екатерина выехала, вместе с матерью, из Цербста.

 

Учитель

С этого дня она больше никогда не видела ни родины, ни отца и братьев.

 

Елизавета Петровна

3 февраля они прибыли в Петербург, а 6-го выехали в Москву, где в это время я и жила вместе с двором.

В Москве они были 9-го вечером. Тотчас же по приезду, их посетил сам Пётр Фёдорович, а вслед за ним явился камергер, передавший от моего имени, что чем скорее они будут у Её Величества, тем приятнее для неё. Миловидная принцесса всем при дворе очень понравилась, а я сама, была от Екатерины в восхищении. Обе стороны остались довольны друг другом, и вопрос о бракосочетании принцессы с Петром Фёдоровичем скоро был решён.

Уже через 9 дней после приезда в Москву, мать Екатерины писала мужу, что отныне их дочь невеста будущего русского царя.

 

Учитель

День бракосочетания не был назначен, поскольку Елизавета решила сначала перевоспитать невесту для жизни в России. К принцессе назначили двух учителей: по русскому языку Ададурова, по Закону Божьему Симона Тодорского. Екатерина проявила исключительное прилежание в усвоении учебных предметов. Русский язык был для неё очень труден, и она настойчиво употребляла всё свободное время на заучивание русских слов и фраз. Просыпаясь ночью, она повторяла то, что учила днём. 15-ти летняя девушка твёрдо поставила себе цель сделаться вполне русской и забыть своё немецкое происхождение. Хотя, как говорят, она до конца жизни говорила с акцентом. В этом у Екатерины нельзя не видеть удивительное для таких юных лет понимание своего положения и глубокую проницательность. Вот что говорят о ней историки…

 

(В класс входит историк)

 

Историк

При каждом удобном случае Екатерина старалась показать свою любовь к русскому языку, русским обычаям и православной вере. Особенно расположил всех следующий случай. В марте 1744 года она простудилась и опасно заболела. Когда её положение казалось безнадёжным, мать предложила ей пригласить лютеранского пастора. Но Екатерина пожелала видеть только своего православного законоучителя, с которым и беседовала. После выздоровления она стала брать уроки Закона Божия почти ежедневно, и 28 июня 1745 года было совершено её присоединение к православию, причём она без малейшей запинки наизусть прочла православный символ веры. 29-го июня она была обручена с Петром Фёдоровичем и получила титул Императорского Высочества. Предстояло бракосочетание. Но в начале 1745 года великий князь захворал оспой. Когда после выздоровления Екатерина увидела его, то едва узнала своего жениха, так его изменила болезнь, и физически и духовно. 21 августа 1745 года состоялось бракосочетание, отпразднованное с небывалой пышностью.

Екатерина II была довольно сложной и, безусловно, незаурядной личностью. С раннего детства ею был усвоен житейский урок - хитрить и притворяться. Но при всех способностях приспосабливаться великой княгине приходилось тяжело. Имели место нападки со стороны императрицы Елизаветы Петровны и пренебрежение со стороны мужа Петра Фёдоровича. Самолюбие её страдало. Тогда Екатерина обратилась к литературе. Обладая недюжинными способностями, волей и трудолюбием, изучила русский язык, много читала, приобрела обширные познания. Она прочитала много книг французских просветителей, античных авторов, специальные труды по истории и философии, сочинения русских писателей. В итоге Екатерина II усвоила идеи просветителей об общественном благе как высшей цели государственного деятеля, о необходимости воспитания и просвещения подданных, о главенстве законов в обществе.

В 1754 году у Екатерины родился сын Павел Петрович, будущий наследник русского престола. Но ребёнка взяли от матери в апартаменты императрицы.

В декабре 1761 года скончалась императрица Елизавета Петровна. На престол вступил Пётр III. Екатерина II медленно, но верно, продвигалась к русскому престолу, и, в итоге, отняла власть у мужа. Екатерина II отличалась огромной работоспособностью, силой воли, целеустремлённостью, храбростью, неограниченным честолюбием и тщеславием, в общем, всеми чертами, характеризующими сильную женщину. Ей был присущ особый талант - завоёвывать общие симпатии. Вскоре после воцарения непопулярного среди родового дворянства Петра III, опираясь на гвардейские полки, свергла его.

 

Екатерина II

28 июня 1762 года от моего лица был составлен манифест, говорящий о причинах переворота, о возникшей угрозе целостности отечества.

29 июня Петр III подписал манифест о своем отречении. Мне, новой императрице с готовностью присягнули не только полки гвардии, но и Сенат и Синод.

Но, несмотря на то, что Россия устала от издевательского правления Петра III, начали раздаваться голоса, что власть должна принадлежать законному наследнику Петра, Павлу, а его мать может быть только регентшей.

Я понимала, что воцарение Павла приведёт к повторению того, что было при его отце, и поэтому решила сохранить власть за собой, во что бы то ни стало. И мое мудрое управление государством скоро заставит умолкнуть голоса всех недовольных переходом престола к мне.

 

Историк

В первые годы царствования Екатерина II напряженно искала пути утверждения на троне, проявляя при этом крайнюю осмотрительность. Решая судьбу фаворитов и фавориток предшествующего царствования, Екатерина проявила великодушие и снисходительность. Она остерегалась рубить сплеча. В итоге многие действительно талантливые и полезные государству люди остались на своих прежних должностях. Екатерина любила и умела ценить заслуги людей. Она понимала, что ее похвалы и награды заставят людей еще усерднее трудиться. Сразу после воцарения Екатерины была заметна кипучая деятельность в государственном организме. При этом во всех отношениях выказывалось личное участие императрицы в решении всевозможных вопросов.

 

Учитель

Трудно перечислить все, что сделала Екатерина II для пользы и славы России. Еще проживая в Москве, после коронации, она ознаменовала начало царствования великим и добрым делом основала так называемый Воспитательный Дом. В этом доме находили приют дети, оставленные родителями. До этого времени брошенные дети либо погибали от голода и холода, либо вырастали в нищете и невежестве. Только немногие попадали к добрым людям, которые доводили их до ума. В Воспитательном Доме детей не только кормили, поили, одевали, но и учили. Из дома они выходили уже самостоятельными людьми, способными приносить пользу себе и отечеству. Вскоре такой же дом был открыт в Петербурге.

Екатерина II как Государыня православного народа, всегда отличалась набожностью и преданностью православию. Здравоохранение тоже привлекало внимание Екатерины II. Она постоянно заботилась о том, чтобы было больше лекарей и аптек, и чтобы каждый заболевший мог как можно скорее получить помощь. А чего стоит прививка оспы, продемонстрированная на собственном примере, и затем по Указу сделавшаяся обязательной. Екатерина II путешествовала по стране. Старалась все увидеть своими глазами, все услышать своими ушами. Также проводились встречи с народом, она общалась не только с вельможами, но и с простыми крестьянами.

Будучи по происхождению немкой, Екатерина II понимала, что императрица должна, прежде всего, защищать интересы России и ни на шаг не отступала от этого правила до конца своей жизни.

Ее часто сравнивали и продолжают сравнивать с Петром I. Один из ее современников образно описал суть екатерининского правления: Петр Великий создал в России людей, Екатерина – вложила в них души.

Екатерина провела две успешные войны против османских турок, в результате которых Россия окончательно закрепилась на Черном море, были присоединены Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье.

В период ее правления территория России увеличилась весьма существенно: из 50 губерний 11 были приобретены в годы ее царствования. Население страны увеличилось почти вдвое, а государственный бюджет – вчетверо. При ней были построены 144 новых города. Было издано более 200 законодательных актов. Почти вдвое увеличилась армия, количество кораблей российского флота выросло с 20 до 67 линейных кораблей, не считая других судов. Армией и флотом было одержано 78 блестящих побед, упрочивших международный авторитет России.

Слова «Россия» и «русские» произносились с большим уважением прежде всего императрицей, всю жизнь стремившейся доказать исключительность народа, которым она руководила волею судьбы.

Но лучше всего о себе сказала сама Екатерина в эпитафии, которую задолго до смерти написала для своего будущего надгробия: «Здесь покоится Екатерина II. Она прибыла в Россию в 1744 г., чтобы выйти замуж за Петра III. В 14 лет она приняла троякое решение: понравиться своему супругу, Елизавете и народу. Она не упустила ничего, чтобы добиться в этом отношении успеха. 18 лет, исполненных скуки и одиночества, побудили ее прочесть много книг. Взойдя на российский престол, она приложила все старания к тому, чтобы дать своим подданным счастье, свободу и материальное благополучие. Она легко прощала и никого не ненавидела. Она была снисходительна, любила жизнь, отличалась веселостью нрава, была истинной республиканкой по своим убеждениям и обладала добрым сердцем. Она имела друзей. Работа давалась ей легко. Ей нравились светские развлечения и искусства».

Учитель

Вот и закончилось наше путешествие в мир прошлого. Теперь мы знаем, что Екатерина II достойна носить Имя Россия.

Но урок наш на этом не закончен. Вам предстоит решить тест и самый внимательный, кто ответит на все вопросы теста правильно, получит медаль и звание "Знаток биографии Екатерины II"

©schkola-4list.narod.ru

Hosted by uCoz