(Звучит негромкая
музыка.)
|
Учитель |
Сегодня на уроке мы снова совершим удивительное путешествие в мир
прошлого. Куда же в этот раз отправит нас волшебная доска?
|
(Учитель раскрывает
разворот доски. На ней изображения Екатерины
II)
|
Учитель |
Ребята, вы узнаете кто это? В чей мир нам предстоит путешествие?
|
(Дети отвечают. Если
нет верных ответов, то учитель сам называет главного героя
урока)
|
Учитель |
Екатерина II является одной из наиболее значимых фигур в истории
России. Её царствование одно из замечательнейших в русской
истории и светлые и тёмные стороны его имели огромное влияние на
последующие события, особенно на умственное и культурное
развитие страны. Реформы, проведённые Екатериной II, имели
большое значение в развитии России, а сильная внешняя политика и
огромные военные успехи укрепили Российскую Империю как великую
державу. Недаром её назвали Екатериной Великой.
|
(Звучит тихая музыка
в класс входит Екатерина)
|
Екатерина
II |
Я родилась 21 апреля 1729 г. в Штеттине. Урожденная Софья
Фредерика Августа Ангальт-Цербстская из бедного немецкого
княжеского рода.
Моя мать была двоюродной сестрой отца Петра III, а брат матери
был женихом Елизаветы Петровны, но скончался до бракосочетания.
Отец мой, принц Ангальт-Цербстский, был прусским фельдмаршалом,
но это звание было пожаловано ему королём Фридрихом II только
затем, чтобы доставить удовольствие императрице Елизавете,
покровительствовавшей родственникам своего племянника, Петра III.
В Штеттине я провела и свое детство. Воспитание моё было поручено
случайным гувернанткам и учителям, преподававшим Закон Божий,
немецкий язык, чистописание, музыку и танцы.
Впоследствии я часто с уважением вспоминала учителя немецкого
языка Вагнера и гувернантку Кардель, умную и добрую, знавшую
многое, ничему не учившись. Именно под влиянием Кардель я и
познакомилась с французской литературой.
|
(Екатерина садится на
«трон» и делает вид, что читает)
|
Учитель |
Несмотря на недостаточное образование, Екатерина II на многих
производила впечатление развитой и многообещающей девочки. Свои
богатые природные дарования ей пришлось проявить вскоре по
приезде в Россию, и она вполне сумела расположить к себе всех,
кому приходилось встречаться с ней. Так Елизавета Петровна,
царствовавшая в то время на Руси, отзывалась о ней с большой
теплотой.
|
(Появляется Елизавета
Петровна)
|
Елизавета Петровна |
Когда я выбрала Екатерину невестой для своего племянника Петра
Фёдоровича, ей было всего 14 лет. 21 декабря 1743 года её мать
получила от Брюммера письмо с приглашением, от моего имени,
приехать с дочерью в Петербург. В письме был намёк и на цель
приезда. Вместе с тем на путевые расходы из Петербурга было
прислано 10 000 рублей.
|
Учитель |
Родители Екатерины были очень обрадованы браком будущего русского
императора с их дочерью. Затруднение вызвал вопрос о перемене
вероисповедания, но отец Екатерины, сначала убеждавший дочь не
менять веры, под конец уступил. Он написал для дочери ряд
наставлений, которые и вручил ей перед отъездом. Эти
наставления, немного белья, да ещё четыре платья составляли всё
приданое Екатерины.
|
Елизавета Петровна |
Как мне доложили - 30 декабря 1743 года Екатерина выехала, вместе
с матерью, из Цербста.
|
Учитель |
С этого дня она больше никогда не видела ни родины, ни отца и
братьев.
|
Елизавета Петровна |
3 февраля они прибыли в Петербург, а 6-го выехали в Москву, где в
это время я и жила вместе с двором.
В Москве они были 9-го вечером. Тотчас же по приезду, их посетил
сам Пётр Фёдорович, а вслед за ним явился камергер, передавший
от моего имени, что чем скорее они будут у Её Величества, тем
приятнее для неё. Миловидная принцесса всем при дворе очень
понравилась, а я сама, была от Екатерины в восхищении. Обе
стороны остались довольны друг другом, и вопрос о бракосочетании
принцессы с Петром Фёдоровичем скоро был решён.
Уже через 9 дней после приезда в Москву, мать Екатерины писала
мужу, что отныне их дочь невеста будущего русского царя.
|
Учитель |
День бракосочетания не был назначен, поскольку Елизавета решила
сначала перевоспитать невесту для жизни в России. К принцессе
назначили двух учителей: по русскому языку Ададурова, по Закону
Божьему Симона Тодорского. Екатерина проявила исключительное
прилежание в усвоении учебных предметов. Русский язык был для
неё очень труден, и она настойчиво употребляла всё свободное
время на заучивание русских слов и фраз. Просыпаясь ночью, она
повторяла то, что учила днём. 15-ти летняя девушка твёрдо
поставила себе цель сделаться вполне русской и забыть своё
немецкое происхождение. Хотя, как говорят, она до конца жизни
говорила с акцентом. В этом у Екатерины нельзя не видеть
удивительное для таких юных лет понимание своего положения и
глубокую проницательность. Вот что говорят о ней историки…
|
(В класс входит
историк)
|
Историк |
При каждом удобном случае Екатерина старалась показать свою
любовь к русскому языку, русским обычаям и православной вере.
Особенно расположил всех следующий случай. В марте 1744 года она
простудилась и опасно заболела. Когда её положение казалось
безнадёжным, мать предложила ей пригласить лютеранского пастора.
Но Екатерина пожелала видеть только своего православного
законоучителя, с которым и беседовала. После выздоровления она
стала брать уроки Закона Божия почти ежедневно, и 28 июня 1745
года было совершено её присоединение к православию, причём она
без малейшей запинки наизусть прочла православный символ веры.
29-го июня она была обручена с Петром Фёдоровичем и получила
титул Императорского Высочества. Предстояло бракосочетание. Но в
начале 1745 года великий князь захворал оспой. Когда после
выздоровления Екатерина увидела его, то едва узнала своего
жениха, так его изменила болезнь, и физически и духовно. 21
августа 1745 года состоялось бракосочетание, отпразднованное с
небывалой пышностью.
Екатерина II была довольно сложной и, безусловно, незаурядной
личностью. С раннего детства ею был усвоен житейский урок -
хитрить и притворяться. Но при всех способностях
приспосабливаться великой княгине приходилось тяжело. Имели
место нападки со стороны императрицы Елизаветы Петровны и
пренебрежение со стороны мужа Петра Фёдоровича. Самолюбие её
страдало. Тогда Екатерина обратилась к литературе. Обладая
недюжинными способностями, волей и трудолюбием, изучила русский
язык, много читала, приобрела обширные познания. Она прочитала
много книг французских просветителей, античных авторов,
специальные труды по истории и философии, сочинения русских
писателей. В итоге Екатерина II усвоила идеи просветителей об
общественном благе как высшей цели государственного деятеля, о
необходимости воспитания и просвещения подданных, о главенстве
законов в обществе.
В 1754 году у Екатерины родился сын Павел Петрович, будущий
наследник русского престола. Но ребёнка взяли от матери в
апартаменты императрицы.
В декабре 1761 года скончалась императрица Елизавета Петровна. На
престол вступил Пётр III. Екатерина II медленно, но верно,
продвигалась к русскому престолу, и, в итоге, отняла власть у
мужа. Екатерина II отличалась огромной работоспособностью, силой
воли, целеустремлённостью, храбростью, неограниченным
честолюбием и тщеславием, в общем, всеми чертами,
характеризующими сильную женщину. Ей был присущ особый талант -
завоёвывать общие симпатии. Вскоре после воцарения непопулярного
среди родового дворянства Петра III, опираясь на гвардейские
полки, свергла его.
|
Екатерина
II |
28 июня 1762 года от моего лица был составлен манифест, говорящий
о причинах переворота, о возникшей угрозе целостности отечества.
29 июня Петр III подписал манифест о своем отречении. Мне, новой
императрице с готовностью присягнули не только полки гвардии, но
и Сенат и Синод.
Но, несмотря на то, что Россия устала от издевательского
правления Петра III, начали раздаваться голоса, что власть
должна принадлежать законному наследнику Петра, Павлу, а его
мать может быть только регентшей.
Я понимала, что воцарение Павла приведёт к повторению того, что
было при его отце, и поэтому решила сохранить власть за собой,
во что бы то ни стало. И мое мудрое управление государством
скоро заставит умолкнуть голоса всех недовольных переходом
престола к мне.
|
Историк |
В первые годы царствования Екатерина II напряженно искала пути
утверждения на троне, проявляя при этом крайнюю
осмотрительность. Решая судьбу фаворитов и фавориток
предшествующего царствования, Екатерина проявила великодушие и
снисходительность. Она остерегалась рубить сплеча. В итоге
многие действительно талантливые и полезные государству люди
остались на своих прежних должностях. Екатерина любила и умела
ценить заслуги людей. Она понимала, что ее похвалы и награды
заставят людей еще усерднее трудиться. Сразу после воцарения
Екатерины была заметна кипучая деятельность в государственном
организме. При этом во всех отношениях выказывалось личное
участие императрицы в решении всевозможных вопросов.
|
Учитель |
Трудно перечислить все, что сделала Екатерина II для пользы и
славы России. Еще проживая в Москве, после коронации, она
ознаменовала начало царствования великим и добрым делом основала
так называемый Воспитательный Дом. В этом доме находили приют
дети, оставленные родителями. До этого времени брошенные дети
либо погибали от голода и холода, либо вырастали в нищете и
невежестве. Только немногие попадали к добрым людям, которые
доводили их до ума. В Воспитательном Доме детей не только
кормили, поили, одевали, но и учили. Из дома они выходили уже
самостоятельными людьми, способными приносить пользу себе и
отечеству. Вскоре такой же дом был открыт в Петербурге.
Екатерина II как Государыня православного народа, всегда
отличалась набожностью и преданностью православию.
Здравоохранение тоже привлекало внимание Екатерины II. Она
постоянно заботилась о том, чтобы было больше лекарей и аптек, и
чтобы каждый заболевший мог как можно скорее получить помощь. А
чего стоит прививка оспы, продемонстрированная на собственном
примере, и затем по Указу сделавшаяся обязательной. Екатерина II
путешествовала по стране. Старалась все увидеть своими глазами,
все услышать своими ушами. Также проводились встречи с народом,
она общалась не только с вельможами, но и с простыми
крестьянами.
Будучи по происхождению немкой, Екатерина II понимала, что
императрица должна, прежде всего, защищать интересы России и ни
на шаг не отступала от этого правила до конца своей жизни.
Ее часто сравнивали и продолжают сравнивать с Петром I. Один из
ее современников образно описал суть екатерининского правления:
Петр Великий создал в России людей, Екатерина – вложила в них
души.
Екатерина провела две успешные войны против османских турок, в
результате которых Россия окончательно закрепилась на Черном
море, были присоединены Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье.
В период ее правления территория России увеличилась весьма
существенно: из 50 губерний 11 были приобретены в годы ее
царствования. Население страны увеличилось почти вдвое, а
государственный бюджет – вчетверо. При ней были построены 144
новых города. Было издано более 200 законодательных актов. Почти
вдвое увеличилась армия, количество кораблей российского флота
выросло с 20 до 67 линейных кораблей, не считая других судов.
Армией и флотом было одержано 78 блестящих побед, упрочивших
международный авторитет России.
Слова «Россия» и «русские» произносились с большим уважением
прежде всего императрицей, всю жизнь стремившейся доказать
исключительность народа, которым она руководила волею судьбы.
Но лучше всего о себе сказала сама Екатерина в эпитафии, которую
задолго до смерти написала для своего будущего надгробия: «Здесь
покоится Екатерина II. Она прибыла в Россию в 1744 г., чтобы
выйти замуж за Петра III. В 14 лет она приняла троякое решение:
понравиться своему супругу, Елизавете и народу. Она не упустила
ничего, чтобы добиться в этом отношении успеха. 18 лет,
исполненных скуки и одиночества, побудили ее прочесть много
книг. Взойдя на российский престол, она приложила все старания к
тому, чтобы дать своим подданным счастье, свободу и материальное
благополучие. Она легко прощала и никого не ненавидела. Она была
снисходительна, любила жизнь, отличалась веселостью нрава, была
истинной республиканкой по своим убеждениям и обладала добрым
сердцем. Она имела друзей. Работа давалась ей легко. Ей
нравились светские развлечения и искусства». |
Учитель |
Вот и закончилось наше путешествие в мир прошлого. Теперь мы
знаем, что Екатерина II достойна носить Имя
Россия.
Но урок наш на этом не закончен. Вам предстоит решить тест и
самый внимательный, кто ответит на все вопросы теста правильно,
получит медаль и звание
"Знаток
биографии Екатерины II" |
|
|