Тема: |
Русь православная
|
Цель: |
·
дать учащимся
класса понятия о возникновении православия и христианства на
Руси, о возникновении культуры, искусства, архитектурных
памятников;
·
воспитание у
учащихся горячей любви к своей Родине, уважения к людям труда,
воздержание от дурных привычек: курения, наркомании,
преступлениям всякого рода.
|
Оборудование: |
книжная выставка
«Православие на Руси», компьютер, мультимедийная аппаратура,
диск «Памятники архитектуры»
|
план урока
1. 1.
Вступительное слово учителя литературы, руководителя факультативного
курса основ православной культуры – Полуместной Т.И
«Для чего приходит
каждый человек в этот прекрасный мир?»
2. Выступление
учителя истории Гайворон В.К.
«Возникновение
христианства на Руси»
3. Выступление оппонентов (Сыроватко
Сергей, Бондаренко Марина)
4. Обращение священника
Новопокровского храма отца Александра к учащимся, присутствующим на
уроке
5. Выразительное чтение
стихов В. Чуприны – кубанского поэта – в сопровождении органной музыки (Кисилева
Ксения, Правдин Алексей, Дудий Олег, Сыроватко Сергей)
6. Просмотр диска
«Архитектурные памятники на Руси» (в сопровождении чтения стихов
В.Чуприны и сопровождении органной музыкой)
7. Обзор литературы у
выставки «Христианство на Руси» (Дудий Любовь Ивановна)
8. Подведение итога урока
Домашнее задание
Не может сын глядеть
спокойно на горе матери родной,
Не может гражданин
достойный к Отчизне холоден душой
Н.А. Некрасов
Человек или должен быть
верующим, или ищущим веры,
а иначе он – пустой
человек.
А.П. Чехов
Ход урока
Ι. Вступительное слово учителя
«Для чего приходит каждый
человек в этот прекрасный мир?»
Учитель |
В этом году, ребята, ведены
уроки «Основы православной культуры» не только с целью
расширения вашего кругозора по этой теме, но и для формирования
веры у человека.
На мой взгляд, ребята, все
люди на земле должны иметь какой-то идеал для себя, либо верить
во что-то. Я твердо уверена, что, возможно, кто-то и не сильно
верующий, или же не задумывался над этим вопросом по своей
молодости или чрезмерной занятости, но, согласитесь, когда
приходится в чем-либо туго, или приходит беда, то многие-многие
говорят: «О, Господи, помоги мне». Значит, у каждого из нас в
душе свои понятия о боге. Эта вера удерживает человека, а
молодых людей в особенности, от вредных привычек и отрицательных
поступков: как курение, предательство, от всякого рода зла,
преступлений, от убийства, от принесения людям беды. Ребята, мы
должны всегда помнить, что за всякое преступление когда-то
последует наказание. За все дурные совершенные поступки придется
платить, так Алёша? |
Чтец |
Да, мне кажется, что
примером этому служит стихотворение «Я, грешный, духом
обнищал…».
А написал его кубанский поэт Василий Чуприна.
Я, грешный, духом обнищал,
Умом пытливым притомился
И все, что Богу обещал,
Его ж дарами поскупился.
Неотвратим судьбы удар,
И бьет того она сурово,
Кто позабыл про Божий дар –
Его спасительное слово.
|
Учитель |
Так для чего же приходит
человек в этот прекрасный мир? Конечно же, для того, чтобы
творить благие дела, на то он и человек. Еще М. Горький в пьесе
«На дне» в уста Сатина вложил замечательные слово о роли
человека: «Человек! Это звучит гордо, великолепно. Все в
человеке – все для человека».
Так давайте, ребята, живя в
этом современном мире, помнить об этом, даря людям добро,
человеколюбие, помогая, а не разрушая.
Давайте не будем жить
равнодушно, говоря «моя хата с краю, я ничего не знаю». Упал
человек, оступился, болен – помогите ему подняться, вообще,
окажите помощь, не проходите мимо. Кто из вас читал стихи
замечательного кубанского поэта Эдуарда Асадова, тот знает, что
каждое доброе дело, сделанное для других, продлевает на 1 год
жизнь человека, так Олег?
|
Чтец |
В народе говорят, что
человек,
Когда он что-то доброе
свершает,
То свой земной, свой
человечий век
Не менее чем на год
продлевает
А потому, чтоб жизнь не
подвела
И чтоб прожить вам более
столетия,
Шагайте, люди, избегая зла.
И помните, что добрые дела –
Вернейшая дорога в
долголетие!
|
Учитель |
Это сущая правда – сделал
что-то хорошее – на душе светло, легко, а значит, прибавляется
вам здоровья.
Сегодня речь идет о
православной культуре, о Родине, а Родину и мать – не выбирают.
Это для каждого из нас – святое и потому надо, на мой взгляд, к
этим обоим понятиям, где бы вы ни были в жизни, как бы высоко не
превознесла вас судьба – относиться не только с должным
уважением, но и с гордостью за свою страну, за свою маму.
Вот как поэт XIX века
Николай Алексеевич Некрасов говорил: «Не может сын глядеть
спокойно на горе матери родной, не может гражданин достойный к
Отчизне холоден душой».
|
Ученица |
Таисия Ивановна, а можно мне
выразить свое мнение по этому поводу?
|
Учитель |
Конечно, Катя.
|
Ученица |
Я наблюдала в жизни и такое:
уедут мальчики или девочки в город из села, обживутся там и
начинают зазнаваться, стыдится своего села, где они родились,
своих родителей, которые их растили до 17 – 18 лет, а ведь так
поступать не только гадко, но и подло. Об этом же говорит и
лауреат Нобелевской премии Иван Алексеевич Бунин в
стихотворении «Родина»
Они глумятся над тобою,
Они, о, родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом темных хат.
Так сын, спокойный и
нахальный,
Стыдится матери своей.
Усталой, робкой и печальной,
Средь городских своих
друзей.
Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни верст брела
И для него, кто к дню
свиданья,
Последний грошик сберегла.
|
Учитель |
Ребята через 4 месяца, вы
уйдете в большую жизнь. Каждый человек – это личность, а семья и
школа формируют из этой личности фундамент (если образно
выразиться), а из каждого фундамента вырастает здание. А ведь
представляете: сколько выйдет из школ в нашей стране таких
«фундаментов»? Значит, если каждое здание будет надежным,
прочным, то и Россия наша будет сильной и могучей. Так будьте же
достойными своей милой Родины, где бы вы ни находились: на
учебе, работе, но на службе в армии, высоко несите честь и славу
своей Отчизны. Старайтесь сознательно бороться с курением,
пьянством, наркоманией, предательством, будьте сильными духом и
поддержите людей со слабой волей. И все это будет лучшим вашим
вкладом для своей Отчизны, для своего народа.
Я призываю вас, мои дорогие
ученики, дорожить своей Родиной, любить и гордиться ею,
приумножать её богатства, ведь мы, россияне, в душе своей
православные христиане. Любить Россию так, как любили ее славный
поэт XIX века Александр Александрович
Блок «Люблю, Россию, до боли сердечной. Я верю, что Россия еще
будет великой», как боготворил ее замечательный поэт Сергей
Александрович Есенин: «Если крикнет рать святая: «Кинь, ты Русь,
живи в раю». Я скажу: «Не надо рая – дайте Родину мою!», как
гордился ею великий поэт XIX века
Федор Иванович Тютчев, проведший 22 года за границей, защищая
интересы Родины: «Умом Россию не понять, аршином общим не
измерить; у ней особенная стать — в Россию можно только
верить!», как предсказывал ей великое будущее Николай Васильевич
Гоголь, сравнивая Россию с птицей-тройкой, величию которой будут
удивляться другие народы и государства и уступать ей дорогу. И
по телевизору мы с гордостью видим и слышим сегодня слова нашего
уважаемого президента Владимира Владимировича Путина о том, что
через несколько лет наша страна войдет в пятерку самых
могущественных стран мира. Пусть будет так. Внесем же и мы в это
свою лепту. И, наконец, говоря стихами любимого всеми нами поэта
Николая Алексеевича Некрасова давайте будем сеять только
разумное, доброе, вечное и помнить завет: «Не навреди
ближнему». Так, Виктория Константиновна?
|
(Слова о писателях
сопровождаются показом слайдов
с изображением
портретов писателей и их высказываниями)
|
ΙΙ. Выступление учителя
истории
«Возникновение
христианства на Руси»
|
Учитель
|
Крещение Руси объяснялось
целым рядом исторических причин.
Во-первых, интересы
развивавшегося государства требовали отказа от многобожия с его
племенными богами и введения монотеистической религии: единое
государство, один великий князь, один всемогущий Бог.
Во-вторых, этого требовали
международные условия. Почти весь европейский мир уже перешел к
христианству, и Русь более не могла оставаться языческой
окраиной.
В-третьих, христианство с
его новыми нравственными нормами требовало гуманного отношения к
человеку, к женщине, матери и детям; оно укрепляло семью –
ячейку общества.
В-четвертых, приобщение к
христианству могло помочь в развитии культуры, письменности,
духовной жизни страны.
В-пятых, появление на Руси
новых общественных отношений, углубления неравенства людей,
появление богатых и бедных требовало объяснения, требовало новой
идеологии.
|
ΙΙΙ. Выступление
оппонентов
|
первый оппонент |
Главным в христианстве были
не жизненные успехи – богатство, власть, добыча на войне, а
совершенствование души, свершение добра и достижение тем самым
вечного спасения и блаженства в послеземной жизни. Человек мог
быть нищ и убог, но если он вел праведный образ жизни, то
становился духовно выше любого богатого, нажившего свое добро
неправедным образом. Христианство могло отпустить грехи,
очистить душу, оправдать человека в его поступках.
Для обращения Руси в
христианство Владимир выбрал самое подходящее время.
Византия в 987 году
потерпела ряд поражений в войне с Болгарией, внутри империи
начались мятежи. Именно в это время Владимир повел переговоры о
крещении.
В Херсонесе Владимир женился
на принцессе Анне и принял крещение. Тем самым он подчеркнул
свою силу и независимость акта крещения от воли Византии. Вместе
с князем крестилась и его дружина.
|
второй
оппонент |
Значение крещения Руси
огромно. Христианство способствовало развитию грамотности,
книжного дела, культуры, расширению связей с Византией. При
церквах и монастырях появились школы и библиотеки, первые из
которых были открыты по инициативе самого князя Владимира. Здесь
же трудились первые русские летописцы, переписчики и переводчики
известных церковных и светских сочинений, художники-иконописцы.
Содействовала церковь и
развитию хозяйства страны. Видные церковные деятели, а также
монастыри уже в 11-12 веках получили от великих князей земельные
владения и развернули на них собственное хозяйство.
Со временем церковь стала
высшим авторитетом по делам семейным, она призывала людей к
человеколюбию, терпимости, уважению к родителям и детям, к
личности женщины-матери. Влияла церковь и на усиление единства
Руси. Она выступала против междоусобиц. Церковные деятели в
дальнейшем не раз выполняли роль миротворцев в княжеских
распрях. |
ΙV.Обращение священника
Новопокровского храма отца Александра
V. Выразительное чтение
стихов В. Чуприны – кубанского поэта
(Чтение стихов В.
Чуприны – кубанского поэта –
звучат в сопровождении
органной музыки)
|
1 чтец |
Я прошу прощенья у
родителей,
Пред святой их памятью
скорбя,
Нет достойней больше
попечителей,
Чтоб молили Бога за меня.
И никто под голубиным небом
Так любя, не скажет больше
мне,
Что мы живы не единым
хлебом,
Лишь добром мы живы на земле
И творца желаньем отвлекая,
За отца и мать своих прошу,
За свой век они достойны
Рая,
И за то, что я еще дышу.
На него теперь лишь уповаю
И ему молитвы свои шлю,
За меня, чтоб души не
страдали,
Тех, кого я помню и люблю.
|
|
2 чтец |
Все в этом мире
предначертано
И все продумано давно,
И мерой жизни не исчерпано,
Что Богом знать нам не дано.
Над миром вечным воссияющий,
Он знает жизни каждый час,
И в горе горьком
прибывающих,
И тех, кто счастлив среди
нас.
Но лишь талант путем
неведомым,
Мятежным духом одержим,
Все сомневаясь в
заповеданном,
В неравный спор вступают с
ним.
|
3 чтец |
В России будет все, как
есть,
И храм спасителя, и вера,
И на груди до гроба крест,
И на столе горбушка хлеба.
И будут с песнями грачи
Весну качать на гибких ивах
И с песней радостной ручьи
Помчат ее к речным разливам.
И возвестят колокола,
О воскрешении Христовом,
И будет песнь о нем жива,
И будет жить Христово слово.
А после будут куличи,
По всей Руси в церквах
святиться,
И у спасительной свечи
О детях будет мать молиться.
В России будет все, как
есть:
И пир горой, и гнев
народный,
Богатств ее не перечесть,
И россиян не счесть
голодных.
И век прожив, седой мудрец
Закончит летопись строкою,
России быть такой, как есть,
И никогда не быть другою!
|
|
4 чтец |
|
Дай мне, Господи, силы
душевные,
Будь со мною в неравной
борьбе
И молитвы – стихи
сокровенные
Мне помогут в нелегкой
судьбе.
Дай мне, Господи, силы
душевные,
Укрепи верой волю мою,
Чтоб лелея мечты
дерзновенные
Уповал я на милость
твою.
Дай мне, Господи, силы
душевные,
Чтобы Родину крепче любил,
Чтоб друзей имена
незабвенные,
Пока жив, никогда не забыл.
Дай мне, Господи, силы
душевные,
Чтобы русское в русских
любя,
Сохранил в себе самое
ценное,
Чем так мучилась совесть
моя.
Дай мне, Господи, силы
душевные,
Чтобы мог сострадать я в
беде,
Чтобы песни мои позабытые
Пели девушки в русской избе.
|
VΙ. Просмотр диска «Архитектурные
памятники на Руси»
(Просмотр диска
«Архитектурные памятники на Руси»
сопровождается
чтением стихов В.Чуприны на фоне органной музыки)
чтец |
Стоят еще, Христа не
забывают
В стандарте улиц кажутся
родной,
И сердце русское, и глаз
порой ласкают,
Златые купола задумчивых
церквей.
Заботы дней и жизни трудной
муки,
Мирскую суету с собой несли,
Здесь забывали горечь от
разлуки,
Не помнили заплаканные сны.
|
VΙΙ. Обзор литературы у выставки
«православие на Руси»
библиотекарь |
1. Русское
православие: вехи истории /Науч. Ред. А.И. Клибанов. – М., 1989.
В этой книге получили
отражение основные вехи и важнейшие аспекты истории православной
церкви в России. Книга открывается главой «Церковь в Древней
Руси (период с X по XII вв.)», за ним глава «Русская
православная церковь в XVII в.» и т. д. Заканчивается главой
«Православие в советском обществе». Имеются в книге предметный и
именной указатели.
2. Федотов Г.П.
Святые Древней Руси. – Ростов-на-Дону, 1999.
Серьезное научное
исследование, написанное Георгием Петровичем Федотовым,
историком, мыслителем европейского и мирового масштаба, вводит
нас в особый и почти забытый мир древнерусской святости. Книга
напоминает нам о тех нравственных идеалах, на которых
воспитывалось не одно поколение наших предков. Нравственность
едина во все века и для всех людей. Честность, добросовестность
в труде, любовь к Родине, правдолюбие, общественная активность –
всему этому учат нас жития.
3.Борисов Н.С.
Сергий Радонежский. М., 2004. («Жизнь замечательных людей»)
В серии «Жизнь замечательных
людей» вышло жизнеописание одного из величайших русских святых –
преподобного Сергия, Радонежского чудотворца. «Игуменом земли
Русской» называли его еще при жизни. Но жизнь Сергия отнюдь не
замыкалась в стенах созданного им Троицкого монастыря; его по
праву считают крупным политическим деятелем эпохи Куликовской
битвы. Так что же это был за человек? Какую роль сыграл он в
истории России? Каковы были его нравственные идеалы? Как
складывались его отношения с «сильными мира сего»? Автор книги,
историк Николай Сергеевич Борисов, на основании многолетнего и
скрупулезного исследования всех сохранившихся источников
восстанавливает подлинную биографию нашего великого
соотечественника.
4. Православная
церковь на Кубани в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945
гг. /Под ред. Е.Н. Фаттаховой. – Краснодар, 2005.
В данном издании впервые за
многие десятилетия делается попытка осмысления роли православной
церкви и священнослужителей в мобилизации нравственных сил
народа, укреплении духа воинов и непобедимой веры в неизбежность
Победы в великой войне в целом и на Кубани в частности.
Представлена патриотическая деятельность отцов церкви на фронте,
в тылу и на оккупированной территории, а также в сборе средств
для строительства танковых колонн и авиационных эскадрилий,
организации лечения раненых в военных госпиталях и больницах и
другие благодеяния.
5. Библия в
пословицах и поговорках. – М., 2000.
За последние десятилетия
ушло из речевого обихода русского человека светлое поэтическое
название страны наших предков – Русь святая, отражавшее
сущность, сокровенный стержень русской души. Претерпел
изменеения язык, на котором говорил живший в ней народ.
Но непостижимым образом, по
Божьей милости, соседствуя с новыми, чуждыми русским людям,
словами и понятиями продолжали жить библейские святые истины,
ставшие когда-то крылатыми словами, поговорками. Только со
временем люди забыли источник, из которого их почерпнули…
И эта книга – своеобразный
мостик, помогающий соединить знакомые с детства народные
выражения, например: «Старый друг лучше новых двух», «С кем
поведешься, от того и наберешься», «Кто не с ними, тот против
нас» и другие соединить с их первоисточником – Священным
писанием. Авторы надеются, что книга эта будет интересна в
общепознавательном плане, а послужит поводом к знакомству с
Библией, к ее серьезному изучению, и, возможно, кому-то откроет
путь к храму. |
VΙΙΙ. Подведение итога урока
учитель |
Итак, что же несет в наш
сегодняшний мир православная культура? Воздержание от зла,
насилия, вредных привычек: курения, пьянства, наркомании, надо
больше совершать не злые, а добрые дела.
|
1 чтец |
Мы молились за тебя, Россия,
И невзгоды пережив с тобой,
Бога милосердного просили,
Чтобы оставалась ты святой.
|
2 чтец |
Чтобы те, кто видел наши
дали
И небес бездонных синеву,
Никогда о них не забывали
Ни в глубоком сне, ни наяву.
|
3 чтец |
Да пребудет и присно вовеки
Нам оставленная на века,
Красота среднерусской
равнины
И великая наша страна. |
ΙX. Домашнее задание
учитель |
Чтение рекомендованной
дополнительной литературы о православной культуре. (Книги с
выставки) |
|