урок православия
• Домашняя • Школьные новости • Администрация • Документация •

Тема:

Русь православная

 

Цель:

·        дать учащимся  класса понятия о возникновении православия и христианства на Руси, о возникновении культуры, искусства, архитектурных памятников;

·        воспитание у учащихся горячей любви к своей Родине, уважения к людям труда, воздержание от дурных привычек: курения, наркомании, преступлениям всякого рода.  

 

Оборудование:

книжная выставка «Православие на Руси», компьютер, мультимедийная аппаратура, диск «Памятники архитектуры»

 

 

план урока

 

1.    1. Вступительное слово учителя литературы, руководителя факультативного курса основ православной культуры – Полуместной Т.И 

      «Для чего приходит каждый человек в этот прекрасный мир?»

2. Выступление учителя истории Гайворон В.К.

      «Возникновение христианства на Руси»

3. Выступление оппонентов (Сыроватко Сергей, Бондаренко Марина)

4. Обращение священника Новопокровского храма отца Александра к учащимся, присутствующим на уроке

5. Выразительное чтение стихов В. Чуприны – кубанского поэта – в сопровождении органной музыки (Кисилева Ксения, Правдин Алексей, Дудий Олег, Сыроватко Сергей)

6. Просмотр диска «Архитектурные памятники на Руси» (в сопровождении чтения стихов В.Чуприны и сопровождении органной музыкой)

7. Обзор литературы у выставки «Христианство на Руси» (Дудий Любовь Ивановна)

8. Подведение итога урока

Домашнее задание

 

Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной,

Не может гражданин достойный к Отчизне холоден душой

                                                                                    Н.А. Некрасов

 

Человек или должен быть верующим, или ищущим веры,

а иначе он – пустой человек.

                                                                                    А.П. Чехов

 

Ход урока

 

Ι. Вступительное слово учителя

    «Для чего приходит каждый человек в этот прекрасный мир?»

 

Учитель

В этом году, ребята, ведены уроки «Основы православной культуры» не только с целью расширения вашего кругозора по этой теме, но и для формирования веры у человека.   

На мой взгляд, ребята, все люди на земле должны иметь какой-то идеал для себя, либо верить во что-то. Я твердо уверена, что, возможно, кто-то и не сильно верующий, или же не задумывался над этим вопросом по своей молодости или чрезмерной занятости, но, согласитесь, когда приходится в чем-либо туго, или приходит беда, то многие-многие говорят: «О, Господи, помоги мне». Значит, у каждого из нас в душе свои понятия о боге. Эта вера удерживает человека, а молодых людей в особенности, от вредных привычек и отрицательных поступков: как курение, предательство, от всякого рода зла, преступлений, от убийства, от принесения людям беды. Ребята, мы должны всегда помнить, что за всякое преступление когда-то последует наказание. За все дурные совершенные поступки придется платить, так Алёша?

 

Чтец

Да, мне кажется, что примером этому служит стихотворение «Я, грешный, духом обнищал…».

А написал его кубанский поэт Василий Чуприна.

 

Я, грешный, духом обнищал,

Умом пытливым притомился

И все, что Богу обещал,

Его ж дарами поскупился.

 

Неотвратим судьбы удар,

И бьет того она сурово,

Кто позабыл про Божий дар –

Его спасительное слово.

 

Учитель

Так для чего же приходит человек в этот прекрасный мир? Конечно же, для того, чтобы творить благие дела, на то он и человек. Еще М. Горький в пьесе «На дне» в уста Сатина вложил замечательные слово о роли человека: «Человек! Это звучит гордо, великолепно. Все в человеке – все для человека».

Так давайте, ребята, живя в этом современном мире, помнить об этом, даря людям добро, человеколюбие, помогая, а не разрушая.

Давайте не будем жить равнодушно, говоря «моя хата с краю, я ничего не знаю». Упал человек, оступился, болен – помогите ему подняться, вообще, окажите помощь, не проходите мимо. Кто из вас читал стихи замечательного кубанского поэта Эдуарда Асадова, тот знает, что каждое доброе дело, сделанное для других, продлевает на 1 год жизнь человека, так Олег?

 

Чтец

В народе говорят, что человек,

Когда он что-то доброе свершает,

То свой земной, свой человечий век

Не менее чем на год продлевает

 

А потому, чтоб жизнь не подвела

И чтоб прожить вам более столетия,

Шагайте, люди, избегая зла.

И помните, что добрые дела –

Вернейшая дорога в долголетие!

 

Учитель

Это сущая правда – сделал что-то хорошее – на душе светло, легко, а значит, прибавляется вам здоровья.

Сегодня речь идет о православной культуре, о Родине, а Родину и мать – не выбирают. Это для каждого из нас – святое и потому надо, на мой взгляд, к этим обоим понятиям, где бы вы ни были в жизни, как бы высоко не превознесла вас судьба – относиться не только с должным уважением, но и с гордостью за свою страну, за свою маму.

Вот как поэт XIX века Николай Алексеевич Некрасов говорил: «Не может сын  глядеть спокойно на горе матери родной, не может гражданин достойный к Отчизне холоден душой».

 

Ученица

Таисия Ивановна, а можно мне выразить свое мнение по этому поводу?

 

Учитель

Конечно, Катя.

 

Ученица

Я наблюдала в жизни и такое: уедут мальчики или девочки в город из села, обживутся там и начинают зазнаваться, стыдится своего села, где они родились, своих родителей, которые их растили до 17 – 18 лет, а ведь так поступать не только гадко, но и подло. Об этом же говорит и лауреат Нобелевской премии  Иван Алексеевич Бунин в стихотворении «Родина»

 

Они глумятся над тобою,

Они, о, родина, корят

Тебя твоею простотою,

Убогим видом темных хат.

 

Так сын, спокойный и нахальный,

Стыдится матери своей.

Усталой, робкой и печальной,

Средь городских своих друзей.

 

Глядит с улыбкой состраданья

На ту, кто сотни верст брела

И для него, кто к дню свиданья,

Последний грошик сберегла.

 

Учитель

Ребята через 4 месяца, вы уйдете в большую жизнь. Каждый человек – это личность, а семья и школа формируют из этой личности фундамент (если образно выразиться), а из каждого фундамента вырастает здание. А ведь представляете: сколько выйдет из школ в нашей стране таких «фундаментов»? Значит, если каждое здание будет надежным, прочным, то и Россия наша будет сильной и могучей. Так будьте же достойными своей милой Родины, где бы вы ни находились: на учебе, работе, но на службе в армии, высоко несите честь и славу своей Отчизны. Старайтесь сознательно бороться с курением, пьянством, наркоманией, предательством, будьте сильными духом и поддержите людей со слабой волей. И все это будет лучшим вашим вкладом для своей Отчизны, для своего народа.

Я призываю вас, мои дорогие ученики, дорожить своей Родиной, любить и гордиться ею, приумножать её богатства, ведь мы, россияне, в душе своей православные христиане. Любить Россию так, как любили ее славный поэт XIX века Александр Александрович Блок «Люблю, Россию, до боли сердечной. Я верю, что Россия еще будет великой», как боготворил ее замечательный поэт Сергей Александрович Есенин: «Если крикнет рать святая: «Кинь, ты Русь, живи в раю». Я скажу: «Не надо рая – дайте Родину мою!», как гордился ею великий поэт XIX века Федор Иванович Тютчев, проведший 22 года за границей, защищая интересы Родины: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить; у ней особенная стать — в Россию можно только верить!», как предсказывал ей великое будущее Николай Васильевич Гоголь, сравнивая Россию с птицей-тройкой, величию которой будут удивляться другие народы и государства и уступать ей дорогу. И по телевизору мы с гордостью видим и слышим сегодня слова нашего уважаемого президента Владимира Владимировича Путина о том, что через несколько лет наша страна войдет в пятерку самых могущественных стран мира. Пусть будет так. Внесем же и мы в это свою лепту. И, наконец, говоря стихами любимого всеми нами поэта Николая Алексеевича Некрасова давайте будем сеять только разумное, доброе, вечное и помнить завет: «Не навреди ближнему».  Так, Виктория Константиновна?

 

 

(Слова о писателях сопровождаются показом слайдов

с изображением портретов писателей и их высказываниями)

 

ΙΙ. Выступление учителя истории

     «Возникновение христианства на Руси»

 

Учитель

Крещение Руси объяснялось целым рядом исторических причин.

Во-первых, интересы развивавшегося государства требовали отказа от многобожия с его племенными богами и введения монотеистической религии: единое государство, один великий князь, один всемогущий Бог.

Во-вторых, этого требовали международные условия. Почти весь европейский мир уже перешел к христианству, и Русь более не могла оставаться языческой окраиной.

В-третьих, христианство с его новыми нравственными нормами требовало гуманного отношения к человеку, к женщине, матери и детям; оно укрепляло семью – ячейку общества.

В-четвертых, приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, письменности, духовной жизни страны.

В-пятых, появление на Руси новых общественных отношений, углубления неравенства людей, появление богатых и бедных требовало объяснения, требовало новой идеологии.

 

ΙΙΙ. Выступление оппонентов

 

первый оппонент

Главным в христианстве были не жизненные успехи – богатство, власть, добыча на войне, а совершенствование души, свершение добра и достижение тем самым вечного спасения и блаженства в послеземной жизни. Человек мог быть нищ и убог, но если он вел праведный образ жизни, то становился духовно выше любого богатого, нажившего свое добро неправедным образом. Христианство могло отпустить грехи, очистить душу, оправдать человека в его поступках.

Для обращения Руси в христианство Владимир выбрал самое подходящее время.

Византия в 987 году потерпела ряд поражений в войне с Болгарией, внутри империи начались мятежи. Именно в это время Владимир повел переговоры о крещении.

В Херсонесе Владимир женился на принцессе Анне и принял крещение. Тем самым он подчеркнул свою силу и независимость акта крещения от воли Византии. Вместе с князем крестилась и его дружина.

 

второй

оппонент

Значение крещения Руси огромно. Христианство способствовало развитию грамотности, книжного дела, культуры, расширению связей с Византией. При церквах и монастырях появились школы и библиотеки, первые из которых были открыты по инициативе самого князя Владимира. Здесь же трудились первые русские летописцы, переписчики и переводчики известных церковных и светских сочинений, художники-иконописцы.

Содействовала церковь и развитию хозяйства страны. Видные церковные деятели, а также монастыри уже в 11-12 веках получили от великих князей земельные владения и развернули на них собственное хозяйство.

Со временем церковь стала высшим авторитетом по делам семейным, она призывала людей к человеколюбию, терпимости, уважению к родителям и детям, к личности женщины-матери. Влияла церковь и на усиление единства Руси. Она выступала против междоусобиц. Церковные деятели в дальнейшем не раз выполняли роль миротворцев в княжеских распрях.

ΙV.Обращение священника Новопокровского храма отца Александра

 

V. Выразительное чтение стихов В. Чуприны – кубанского поэта

 

(Чтение стихов В. Чуприны – кубанского поэта –

звучат в сопровождении органной музыки)

 

1 чтец

Я прошу прощенья у родителей,

Пред святой их памятью скорбя,

Нет достойней больше попечителей,

Чтоб молили Бога за меня.

 

И никто под голубиным небом

Так любя, не скажет больше мне,

Что мы живы не единым хлебом,

Лишь добром мы живы на земле

 

И творца желаньем отвлекая,

За отца и мать своих прошу,

За свой век они достойны Рая,

И за то, что я еще дышу.

 

На него теперь лишь уповаю

И ему молитвы свои шлю,

За меня, чтоб души не страдали,

Тех, кого я помню и люблю.

 

2 чтец

Все в этом мире предначертано

И все продумано давно,

И мерой жизни не исчерпано,

Что Богом знать нам не дано.

 

Над миром вечным воссияющий,

Он знает жизни каждый час,

И в горе горьком прибывающих,

И тех, кто счастлив среди нас.

 

Но лишь талант путем неведомым,

Мятежным духом одержим,

Все сомневаясь в заповеданном,

В неравный спор вступают с ним.

 

3 чтец

В России будет все, как есть,

И храм спасителя, и вера,

И на груди до гроба крест,

И на столе горбушка хлеба.

И будут с песнями грачи

Весну качать на гибких ивах

И с песней радостной ручьи

Помчат ее к речным разливам.

И возвестят колокола,

О воскрешении Христовом,

И будет песнь о нем жива,

И будет жить Христово слово.

А после будут куличи,

По всей Руси в церквах святиться,

И у спасительной свечи

О детях будет мать молиться.

В России будет все, как есть:

И пир горой, и гнев народный,

Богатств ее не перечесть,

И россиян не счесть голодных.

И век прожив, седой мудрец

Закончит летопись строкою,

России быть такой, как есть,

И никогда не быть другою!

 

4 чтец

 

Дай мне, Господи, силы душевные,

Будь со мною в неравной борьбе

И молитвы – стихи сокровенные

Мне помогут в нелегкой судьбе.

Дай мне, Господи, силы душевные,

Укрепи верой волю мою,

Чтоб лелея мечты дерзновенные

Уповал я на милость твою.

Дай мне, Господи, силы душевные,

Чтобы Родину крепче любил,

Чтоб друзей имена незабвенные,

Пока жив, никогда не забыл.

Дай мне, Господи, силы душевные,

Чтобы русское в русских любя,

Сохранил в себе самое ценное,

Чем так мучилась совесть моя.

Дай мне, Господи, силы душевные,

Чтобы мог сострадать я в беде,

Чтобы песни мои позабытые

Пели девушки в русской избе.

 

VΙ. Просмотр диска «Архитектурные памятники на Руси»

 

(Просмотр диска «Архитектурные памятники на Руси»

сопровождается чтением стихов В.Чуприны на фоне органной музыки)

 

чтец

Стоят еще, Христа не забывают

В стандарте улиц кажутся родной,

И сердце русское, и глаз порой ласкают,

Златые купола задумчивых церквей.

Заботы дней и жизни трудной муки,

Мирскую суету с собой несли,

Здесь забывали горечь от разлуки,

Не помнили заплаканные сны.

 

VΙΙ. Обзор литературы у выставки «православие на Руси»

 

библиотекарь

1. Русское православие: вехи истории /Науч. Ред. А.И. Клибанов. – М., 1989.

В этой книге получили отражение основные вехи и важнейшие аспекты истории православной церкви в России. Книга открывается главой «Церковь в Древней Руси (период с X по XII вв.)», за ним глава «Русская православная церковь в XVII в.» и т. д. Заканчивается главой «Православие в советском обществе». Имеются в книге предметный и именной указатели.

 

2. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. – Ростов-на-Дону, 1999.

Серьезное научное исследование, написанное Георгием Петровичем Федотовым, историком, мыслителем европейского и мирового масштаба, вводит нас в особый и почти забытый мир древнерусской святости. Книга напоминает нам о тех нравственных идеалах, на которых воспитывалось не одно поколение наших предков. Нравственность едина во все века и для всех людей. Честность, добросовестность в труде, любовь к Родине, правдолюбие, общественная активность – всему этому учат нас жития.

 

3.Борисов Н.С. Сергий Радонежский. М., 2004. («Жизнь замечательных людей»)

В серии «Жизнь замечательных людей» вышло жизнеописание одного из величайших русских святых – преподобного Сергия, Радонежского чудотворца. «Игуменом земли Русской» называли его еще при жизни. Но жизнь Сергия отнюдь не замыкалась в стенах созданного им Троицкого монастыря; его по праву считают крупным политическим деятелем эпохи Куликовской битвы. Так что же это был за человек? Какую роль сыграл он в истории России? Каковы были его нравственные идеалы? Как складывались его отношения с «сильными мира сего»? Автор книги, историк Николай Сергеевич Борисов, на основании многолетнего и скрупулезного исследования всех сохранившихся источников восстанавливает подлинную биографию нашего великого соотечественника.

 

4. Православная церковь на Кубани в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. /Под ред. Е.Н. Фаттаховой. – Краснодар, 2005.

В данном издании впервые за многие десятилетия делается попытка осмысления роли православной церкви и священнослужителей в мобилизации нравственных сил народа, укреплении духа воинов и непобедимой веры в неизбежность Победы в великой войне в целом и на Кубани в частности. Представлена патриотическая деятельность отцов церкви на фронте, в тылу и на оккупированной территории, а также в сборе средств для строительства танковых колонн и авиационных эскадрилий, организации лечения раненых в военных госпиталях и больницах и другие благодеяния.

 

5. Библия в пословицах и поговорках. – М., 2000.

За последние десятилетия ушло из речевого обихода русского человека светлое поэтическое название страны наших предков – Русь святая, отражавшее сущность, сокровенный стержень русской души. Претерпел изменеения язык, на котором говорил живший в ней народ.

Но непостижимым образом, по Божьей милости, соседствуя с новыми, чуждыми русским людям, словами и понятиями продолжали жить библейские святые истины, ставшие когда-то крылатыми словами, поговорками. Только со временем люди забыли источник, из которого их почерпнули…

И эта книга – своеобразный мостик, помогающий соединить знакомые с детства народные выражения, например: «Старый друг лучше новых двух», «С кем поведешься, от того и наберешься», «Кто не с ними, тот против нас» и другие соединить с их первоисточником – Священным писанием. Авторы надеются, что книга эта будет интересна в общепознавательном плане, а послужит поводом к знакомству с Библией, к ее серьезному изучению, и, возможно, кому-то откроет путь к храму.

 

VΙΙΙ. Подведение итога урока

 

учитель

Итак, что же несет в наш сегодняшний мир православная культура? Воздержание от зла, насилия, вредных привычек: курения, пьянства, наркомании, надо больше совершать не злые, а добрые дела.

 

1 чтец

Мы молились за тебя, Россия,

И невзгоды пережив с тобой,

Бога милосердного просили,

Чтобы оставалась ты святой.

 

2 чтец

Чтобы те, кто видел наши дали

И небес бездонных синеву,

Никогда о них не забывали

Ни в глубоком сне, ни наяву.

 

3 чтец

Да пребудет и присно вовеки

Нам оставленная на века,

Красота среднерусской равнины

И великая наша страна.

 

ΙX. Домашнее задание

 

учитель

Чтение рекомендованной дополнительной литературы о православной культуре. (Книги с выставки)

Школные новости

© S.Serduk 1-1908-46

Hosted by uCoz